Записаться на прием/
вызвать
врача на дом
Задать вопрос
Версия для слабовидящих

Школы здоровья

Консультативно-диагностическая поликлиника


Занятие 1. Понятие об артериальном давлении (АД), артериальной гипертонии (АГ). Факторы риска

Цель:

  • информирование пациентов о заболевании и факторах, влияющих на развитие заболевания, осложнения и прогноз
  • обучение пациентов самоанализу индивидуальных факторов риска и составлению плана оздоровления
  • обучение пациентов методике измерения артериального давления (АД) и самоконтролю.

Содержание:

Что такое АД и какой его уровень принято считать нормальным. Что такое АГ? Наиболее частые жалобы больных при повышении АД. Течение заболевания, гипертонические кризы. Провоцирующие факторы развития повышения АД. «Органы-мишени»- основные понятия. Степень АГ – основные понятия. Понятие о суммарном риске сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы, определяющие суммарный риск. Факторы, влияющие на степень АГ. Понятие об управляемых, контролируемых ФР. Выявление индивидуальных управляемых ФР. Составление индивидуального плана действий по оздоровлению для каждого пациента. Дневник пациента с АГ.

Занятие 2. Методика измерения артериального давления. Аппараты для измерения АД. Понятие гипертонического криза.

Цель:

  • информирование пациентов о методике измерения АД
  • обучение пациентов измерению АД. Знакомство с типами тонометров
  • обучение самоконтролю при АГ

Содержание:

Какие правила существуют при измерении АД. Виды тонометров. Проведение практического занятия по измерению АД. Дневник пациента с АГ

Занятие 3. Немедикаментозные методы лечения АГ

Цель:

  • информирование пациентов о способах немедикаментозного воздействия на повышенное АД
  • информирование пациента об основных принципах питания, физической активности при АД
  • влияние курения на АД
  • информирование пациента о роли стресса в повышении АД. Методы социальной адаптации

Содержание:

Что такое ожирение. Почему важно при АГ знать об избыточной массе тела? Почему нарушается характер питания при ожирении? Какие органы и системы поражаются при ожирении? Расчет нормальной массы тела. Степени ожирения. Типы ожирения? Какие принципы диетотерапии ожирения известны? С чего начать похудение? Модные диеты. Как относиться к модным диетам? (критический анализ). Методы лечения ожирения. Как менять диету в зависимости от сопутствующей патологии и факторов риска (гиперхолестеринемия, дискинезии желчного пузыря и толстого кишечника, мочекислый диатез, подагра, остеохондроз, воспалительные изменения в желудочно-кишечном тракте)? Физическая активность и АГ. Фитотерапия.

Что такое физическая активность. Какова физическая активность нашего населения. Оценка уровня физической активности. Как оценить физическую тренированность? Тест 12-минутный (Купера). Цель повышения физической активности. Как аэробная физическая активность влияет на здоровье? Как избежать осложнений при физических тренировках? Есть ли противопоказания для занятий физической активностью и какой уровень нагрузки допустим? Как повысить повседневную физическую активность? Как контролировать интенсивность физической нагрузки? Как построить занятие по повышению физической активности?

Занятие 4. Медикаментозные методы лечения АГ

Цель:

  • информирование пациентов с АГ о группах гипотензивных препаратов, механизме их действия, показаниях и противопоказаниях.
  • информирование пациентов о препаратах для экстренной помощи при АГ
  • формировании мотивации к лечению АГ

Содержание:

Правовые основы информирования больных в РФ. (Почему нужно информировать пациентов?).

Цель лечения и контроля АГ. Что влияет на успешное лечение АГ? До какого уровня и как быстро необходимо снижать повышенное АД? Какие основные группы препаратов существуют в настоящее время для лечения АГ? В чем их преимущества и недостатки? Как долго необходимо принимать гипотензивные препараты? Какие существуют препараты экстренной помощи при развитии гипертонического криза? Правила их приема.1

Занятие 1. Транзиторная ишемическая атака, инсульт как осложнения гипертонического криза

Цель:

  • информирование пациентов об осложнения АГ
  • понятие транзиторной ишемической атаки, мозговом инсульте
  • определение тактики действия при первых симптомах.

Содержание:

Какие бывают осложнения АГ? Что такое транзиторная ишемическая атака, в чем ее отличие от инсульта? Механизм развития инсульта. Симптомы проявления нарушения мозгового кровообращения. Тактика пациента при появлении первых симптомов. Понятие о «терапевтическом окне».

Занятия "Школы диабета" проводятся по субботам в 10.00 часов (время проведения необходимо уточнять в регистратуре консультативно-диагностической поликлиники по телефону 365-365).

Занятие 1. 

Темы занятия: "Знакомство с пациентами" (1,0), "Что такое диабет?" (2,0).

Цель занятия: Выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету и самоконтролю заболевания. Ознакомление пациентов с современными представлениями о природе сахарного диабета.

Задачи занятия: Дать представление пациентам о физиологии углеводного обмена и роли инсулина в организме.

План занятия:

Организационные вопросы:

  • Знакомство с пациентами (Ф.И.О., возраст, длительность заболевания, какие препараты инсулина получает, обучался ли ранее самоконтролю заболевания, какие имеет трудности в связи с заболеванием, что привело его в "Школу диабетика" и т.д.);
  • Ознакомление пациентов с расписанием занятий;
  • Выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету.

Природа болезни:

  • Роль глюкозы в организме, что является источником глюкозы в организме (что такое эндогенная и экзогенная глюкоза);
  • Что такое инсулин и механизм его действия, физиология секреции инсулина (ритмы выделения инсулина у здорового человека и нарушение его секреции у больного); выбор терапевтической тактики (имитация физиологической секреции инсулина многоразовыми инъекциями инсулина);
  • Симптомы сахарного диабета и их патогенез (почему возникает увеличение объёма мочи, жажда, учащённое мочеиспускание, слабость, похудание). Что такое "почечный порог" для глюкозы, что такое "ремиссия" сахарного диабета.

Занятие 2

Темы занятия: "Контроль обмена веществ" 1,0), "Осложнения сахарного диабета" (2,0)

Цель занятия: мотивировать пациентов на проведение самостоятельного контроля углеводного обмена.

Задачи занятия: 

  • Научить пациентов самостоятельно определять содержание сахара в крови и в моче экспресс-методами с помощью глюкометра и визуально по тест-полоскам; записывать результаты самоконтроля в дневник; на основе полученных результатов правильно оценивать адекватность инсулинотерапии.
  • Ознакомить пациентов с общими сведениями об осложнениях сахарного диабета и мерами по предупреждению их возникновения.

План занятия:

Что такое контроль углеводного обмена.

  • С какой целью проводится мониторинг содержания сахара в крови в течение дня.
  • Какие показатели гликемии считаются "нормальными"; к каким показателям сахара в крови нужно стремиться.
  • В какие часы следует контролировать содержание сахара в крови, чтобы оценить адекватность режима инсулинотерапии и дозы инсулина.
  • Что такое ацетон; когда нужно определять реакцию мочи на ацетон; как часто нужно проводить определение содержания сахара в крови, если появляется положительная реакция мочи на ацетон.
  • Что такое "гликированный" гемоглобин; какие его показатели следует считать "хорошими" при сахарном диабете.

Ознакомление с "Дневником диабетика"

"Хороший" контроль обмена веществ - самая эффективная мера по предупреждению диабетических осложнений.

Решение ситуационных задач по теме "Контроль обмена веществ".

Занятие 3

Тема занятия: "Планирование питания при сахарном диабете 1 типа и 2 типа": "Основные пищевые вещества" (1,0); "Характеристика углеводсодержащих продуктов питания" (2,0); "План питания" (3,0); "Эквивалентная замена продуктов" (4,0); "Питание вне дома" (5,0).

Цель занятия: Научить пациента самостоятельно планировать своё питание.

Задачи занятия: 

  • Научить пациента составлению индивидуального меню, сбалансированного по калорийности и биологической ценности.
  • Научить пациента равноценной замене углеводсодержащих продуктов, учитывая количество и качество входящих в них углеводов (по хлебным или углеводным единицам), а также по содержанию в продукте пищевых волокон.

План занятия:

  • Ознакомить пациента с характеристикой продуктов питания по содержанию в них основных пищевых веществ.
  • Объяснить пациенту, как рассчитать физиологическую потребность в энергии, в основных пищевых ингредиентах, как рассчитать сахарную ценность пищи.
  • Ознакомить пациента с понятием гликемического эффекта пищи. Объяснить, какие факторы влияют на гликемический эффект пищи.
  • Объяснить пациенту, что такое пищевые волокна, их значение в процессах пищеварения и обмена веществ. Как составить меню, обогащённое пищевыми волокнами.
  • Объяснить необходимость приёма пищи в определённое время.
  • Объяснить пациенту, что такое эквивалентная замена продуктов, как пользоваться таблицами эквивалентной замены продуктов.

Занятие 4

Темы занятия: "Осложнения сахарного диабета". Сердечно-сосудистые факторы риска.

Цель занятия: ознакомить пациента с тем, что причиной поздних осложнений СД являются длительно существующий повышенный уровень сахара крови, высокое АД и холестерин.

План занятия:

  • Объяснить, что такое диабетическая ретинопатия и ее профилактика.
  • Объяснить, что такое диабетическая нефропатия и ее профилактика.
  • Рассказать о диабетическом поражении ног.
  • Факторы, способствующие развитию сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Что необходимо контролировать для профилактики и лечения сердечно-сосудистых осложнений.
  • Диетические мероприятия при повышенном уровне холестерина крови.

Занятие 5

Тема занятия: "Неотложные состояния при сахарном диабете": "Гипогликемия", "Кетоацидоз".

Цель занятия: научить пациента проводить необходимые доврачебные мероприятия при состояниях гипогликемии и кетоацидоза.

Задачи занятия: научить пациента распознавать и правильно дифференцировать состояния гипогликемии и кетоацидоза; научить пациента самостоятельно "выходить" из неотложных состояний.

План занятия:

Ознакомить пациента с понятием "гипогликемия":

  • Какие симптомы характерны для гипогликемии;
  • Какое содержание сахара в крови доказывает наличие гипогликемии;
  • Какие причины могут привести к гипогликемии;
  • Какие меры следует предпринять при появлении первых признаков гипогликемии.

Ознакомить пациента с понятием "кетоадидоз":

  • Какие симптомы характерны для гипергликемии и кетоацидоза;
  • Как часто нужно контролировать содержание сахара в крови при появлении положительной реакции мочи на ацетон;
  • Какие причины могут привести к гипергликемии и кетоацидозу;
  • Какие меры следует предпринять при появлении первых признаков гипергликемии и кетоацидоза.
Памятки

Цель:

  • оказание помощи пациентам с бронхиальной астмой на основе современных принципов лечения
  • введение фактора обучения с целью привлечения пациента к участию в собственном лечении и контроле за течением заболевания

Структура обучения включает 4 групповых занятия и 6 индивидуальных занятий

Групповые занятия - 3 продолжительность занятия - 1 час. Групповые занятия являются обязательными в методике лечения пациентов с астмой, проводятся они в виде беседы и позволяют пациентам более глубоко осмыслить знания, полученные на индивидуальных занятиях. Опираясь на чужой опыт, пациенты могут избежать ошибок в применении собственных умений.

1 занятие - "Что такое АСТМА"

Содержание: ознакомление с понятием астмы, строением бронхиального дерева, характером повреждения при астме, причинами возникновения, предрасполагающими факторами. Понятие аллергия, типы аллергенов, их характеристика. Понятие неаллергической, смешанной астмы.

2 занятие - "Методы контроля и самоконтроля астмы. Пикфлоуметрия"

Содержание: Как можно контролировать течение заболевания, предотвращать обострение. Понятие о пикфлоуметрии. Зональная оценка, понятие о зонах (красная, желтая, зеленая зоны), действия пациента в каждой зоне. Индивидуальный подход к значениям зон - для чего он нужен.

3 занятие - "Современная терапия астмы"

Содержание: Понятие о современных группах препаратов, применяемых в лечении астмы, их механизме воздействия на воспаление при астме. Понятие о бронхолитиках (ингаляционных, таблетированных). Гормонотерапия, преимущество ингаляционной формы доставки. Комбинированные препараты. Техника ингалирования, важность правильного выполнения техники ингалирования.

4 занятие - "Не медикаментозная терапия астмы"

Содержание: Дыхательная гимнастика. Траволечение - общие правила лечения, сборы трав. Питание и астма. Физиотерапия в лечении астмы, иглорефлексотерапия, массаж. Профилактика ОРВИ, действия пациента при первых симптомах ОРВИ.

Индивидуальные занятия

1занятие - "Контакт"

Содержание: сбор анамнеза, осмотр, определение пиковой скорости форсированного выдоха за 1 секунду (Пик-флоу), составление индивидуального терапевтического комплекса.

2 занятие - "Ориентирование в проблеме"

Содержание: измерение Пик-флоу, коррекция лечения, обучение правилам проведения пикфлоуметрии, ведения дневника самоконтроля.

3 занятие - "Совместный поиск адекватного лечения"

Содержание: анализ результатов назначенного индивидуального лечения, пикфлоуметрии (данные дневника просматриваются вместе с пациентом), коррекция. Обучение технике ингалирования.

4 занятие - "Тренинг умений"

Содержание: проверка ведения пациентом ведения дневника самоконтроля, правильного выполнения техники пикфлоуметрии, пользования ингалятором.

5 занятие - "Совместное принятие решений"

Содержание: коррекция лечения, предупреждение пациента о возможных осложнениях при самостоятельном, без обсуждения с врачом, приеме новых лекарственных препаратов, БАДов или не медикаментозных методов лечения, границы самолечения. Зональная оценка течения астмы. Дыхательная гимнастика (подсчет пульса, задержка дыхания на паузе).

6 занятие - "Паритетный диалог"

Содержание: оценка эффективности получаемой терапии, составление «Аптечки скорой помощи» для пациента, действия пациента при переходе из зеленой зоны в желтую, из желтой зоны в красную. Решение ситуационной задачи. Закрепление умений техники ингалирования, проведения пикфлоуметрии, дыхательной гимнастики.

Число индивидуальных занятий может быть увеличено, учитывая особенности пациентов.

В дальнейшем пациентам рекомендуется ежеквартально посещать врача-пульмонолога для получения новой информации, касающейся бронхиальной астмы (возможно проведение "круглых столов"), тренировки знаний и умений, полученных в процессе обучения, коррекции лечения.

Детская поликлиника


Школа будущих матерей проводится в детской поликлинике 3, 4 четверг каждого месяца с 10 часов в конференц-зале детской поликлиники.

В разделе школы будущих матерей проводятся лекции:

  • 3-ий четверг месяца: Особенности периода новорождённости и основы ухода за новорождённым.
  • 4-ый четверг месяца: Лекции по грудному вскармливанию в которой освещаются преимущества грудного.

Школу проводит врач-педиатр детской поликлиники Пантюхина Галина Петровна

Приглашаются на школу все будущие мамы.

Школу проводит врач детский кардиолог Четверикова Наталья Николаевна в индивидуальном порядке с каждым пациентом.

Обращаться по телефону 8 (3467) 390-173.

Узнать подробности циклов группового обучения для пациентов с сахарным диабетом 1 типа можно по телефонам:

  • 8 (3467) 304-487 – Синякова Елена Владимировна в индивидуальном порядке с каждым пациентом. Обращаться в детскую поликлинику по ул. Калинина 40, кабинет №6.
  • 8 (3467) 390-486 – Фомичева Татьяна Петровна. Занятия в школах сахарного диабета проводятся в понедельник, среду и пятницу с 15 до 16 часов на базе педиатрического отделения стационара

Школа обучения самоконтролю для детей и подростков с сахарным диабетом типа 1.

Школа обучения для родителей детей с сахарным диабетом типа 1.

Темы занятий:

  • Занятие 1. «Общие сведения о сахарном диабете».
  • Занятие 2. «Самоконтроль обмена веществ».
  • Занятие 3. «Питание».
  • Занятие 4. «Инсулинотерапия».
  • Занятие 5. «Гипогликемия».
  • Занятие 6. «Гипергликемия».
  • Занятие 7. «Поздние осложнения сахарного диабета».
  • Занятие 8. «Физкультура и спорт».
  • Занятие 9. «Отдых и путешествия»
  • Занятие 10. «Сопутствующие заболевания. Кетоацидоз».

Школа обучения помповой инсулинотерапии для пациентов с сахарным диабетом типа 1

Темы занятий:

  • Занятие 1. Знакомство с инсулиновой помпой
  • Занятие 2. Базальный инсулин. Настройка и коррекция дозы
  • Занятие 3. Болюсный инсулин. Настройки и коррекция дозы
  • Занятие 4. Питание. Виды болюсного введения
  • Занятие 5. Инфузионные наборы
  • Занятие 6. Физические нагрузки
  • Занятие 7. Острые осложнения
  • Занятие 8. Различные ситуации с помпой

Начальные знания о сахарном диабете 1 типа у детей и подростков можно получить здесь:

В состав Школы входят специалисты БУ «Окружная клиническая больница» и БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями на основании соглашения о взаимодействии и сотрудничестве.

Работа Школы организуется на базе детской поликлиники.

Школа работает по принципу индивидуального подхода к каждому родителю (законному представителю) в соответствии с режимом работы детской поликлиники ОКБ, по мере выявления детей с 4-5 группой здоровья.

План-график проведения занятий на 2021 год в школе для обучения родителей (законных представителей) навыкам домашнего ухода и реабилитации детей, имеющих особенности развития.

  • Порядок направления на МСЭ для переосвидетельствования, коррекции ИПР. Выполнение ИПРА – II квартал.
  • Формы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями развития – III квартал.
  • Социально-психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с особенностями развития – IV квартал.

По вопросам проведения школы обращаться по телефону 8 (3467) 304-487.

Женская консультация


Школа будущих матерей проводится каждую среду в актовом зале детской поликлиники в 13:00.

В разделе школы будущих матерей проводятся лекции:

  • Изменения в организме женщины во время беременности. Гигиенические правила в период беременности: изменение образа жизни, режим дня, питание.
  • Все о родах. Календарные сроки наступления родов, предвестники, подготовка к поступлению в родильное отделение. Периоды родов и их продолжительность. Поведение во время родов, способы дыхания и приемы обезболивания.
  • Послеродовая контрацепция: показания, сроки восстановления после родов и операции, безопасность при кормлении грудью.

Приглашаются на школу все будущие мамы. Проводят акушерки женской консультации, медицинский психолог.&




Вызов врача на дом

Вызов врача на дом осуществляется ТОЛЬКО авторизированным пользователям Госуслуг, после перехода осуществите авторизацию.