Записаться на прием Задать вопрос
Версия для слабовидящих

4 тревоги или как пережить поступление в 1 класс

4 тревоги или как пережить поступление в 1 класс

Подготовка к школе – это не только стресс для ребенка, но и для родителя. Первый класс, дети в новой школьной форме с красивыми букетами стоят на своей первой в жизни линейке, а мамы в этот момент невольно задумываются: «Как он там справится в школе без меня?». Поделилась своим опытом и рассказала, что делать с такой тревогой Анна Кузнецова – мама уже второклассника Максима из города Ханты-Мансийска.


4 тревоги или как пережить поступление в 1 класс, изображение №1


«Прошлой осенью мой сын пошёл в первый класс. Беспокойство возникло уже за несколько месяцев, сначала эпизодически, при упоминании о школе, необходимости оформления документов и так далее, но постепенно оно оформилось в стойкую тревогу, и я поняла, что пора с ней разобраться. Я вообще предпочитаю беспокойство не глушить и не пытаться от него отвлечься. Для меня тревога — это всегда полезный сигнал. Лучший способ реагировать — посмотреть ей в лицо и спросить, о чём она. А дальше уже действовать в зависимости от ответа. Хочу поделиться пошаговой схемой работы с тревогой, которая помогла мне», - рассказывает Анна.

1. «Сепарационная тревога». Она возникает у каждой матери в моменты, когда повышается уровень самостоятельности ребёнка. Ведь, по сути, что такое материнство? Это постепенное «отпускание» ребёнка, которое начинается с момента родов. Сепарационная тревога, обычно в лёгкой форме, начинается в тот момент, когда ребёнок начинает ходить, и достигает апогея к началу самостоятельной жизни, например, при поступлении в вуз. В моём случае она проявилась буквально на физическом уровне, и сопровождалась мыслями: «Ну куда ему ещё, он же такой маленький!».

Сыну было только шесть лет. Что делать с сепарационной тревогой? Думаю, ничего. Она абсолютно естественна. Другое дело, если её уровень зашкаливает и приводит к нарушениям здоровья матери (от депрессии до психосоматики) и манипуляциям в отношении ребёнка («не становись самостоятельным, чтобы не волновать маму»). Тогда да, речь идёт о необходимости психотерапии. В моём случае уровень можно назвать нормальным. 

А вот следующие три темы необходимо проработать. Схема такая: что именно беспокоит? — каких последствий боишься? — что можно сделать?  


4 тревоги или как пережить поступление в 1 класс, изображение №2


2. Безопасность ребёнка. В детском саду дети находятся под постоянным контролем, в том числе территориально. В школе, по моим представлениям, они могут свободно передвигаться, контактировать с чужими людьми. Я опасалась, что сын окажется не в школе и что ему кто-то навредит. 

Что я могу сделать в связи с этим? 

  • Я уточнила в школе все эти вопросы. Оказалось, что уровень безопасности для первого класса достаточно хороший: дети не разгуливают вне школы, и чужим туда тоже нелегко попасть. 
  • Купила «умные часы», которые позволяют отслеживать местонахождение ребёнка и дают ему возможность сделать экстренный звонок.
  • Вместе с мужем и ребёнком ещё раз обсудили правила поведения при общении с чужими людьми и при агрессии со стороны других детей. Проговорили, что нужно делать, получили обратную связь, что сын понял. 

Вообще думать на тему безопасности ребёнка нужно осторожно. Это одна из самых «ядовитых» тем для размышлений, потому что, чем дальше в ней заходишь, тем хуже себя чувствуешь.

 

4 тревоги или как пережить поступление в 1 класс, изображение №3


3. Как он будет справляться с нагрузкой, в том числе эмоциональной. Чего я боялась? Того, что он будет страдать, ему будет тяжело, в результате он будет отрицательно настроен к школе. 

Мои шаги по этому поводу:

  • Напомнила себе, что ребёнку нужны определённые трудности. Только так формируется его стрессоустойчивость. В какой-то момент он совершенно точно не захочет идти в школу, тогда нам придётся что-то придумывать по этому поводу.
  • Поговорила с ребёнком о том, что отметки для нас сейчас неважны. Гораздо более ценно, чтобы ему было интересно, и он разобрался в том, что вообще происходит. 

4 тревоги или как пережить поступление в 1 класс, изображение №4


4. Как школа усложнит мою жизнь. Это про то, что вставать пришлось раньше (в нашем случае занятия с 8.00), время пребывания в школе гораздо меньше, чем в саду, и с этим надо что-то делать, так как я много работаю и не могу сидеть с ним днём. Беспокоило и то, что у меня появятся новые обязанности: уроки, взаимодействие со школой. 

Что я придумала: 

  • С ранними подъёмами пришлось смириться: если не меняем ситуацию, меняем отношение к ней. Чтобы «смирение» прошло легче, баловала себя по утрам чем-то особенно вкусным, и, по возможности, отвозили с мужем ребёнка по очереди.  
  • С пребыванием ребёнка после школы пришлось «включить» креативность и принятие безвыходности, в результате договорилась с нашим детским садом, и вторую половину дня он проводил там. Мы пришли к соглашению, потому что другие-то дети в сад не возвращаются, в результате сын считал себя «помощником воспитателя».
Что касается уроков и другой нагрузки —этого особо не было, так что здесь вопросы нужно «решать по мере поступления проблем».  

«Такой анализ сэкономит немало нервных клеток, по крайней мере, на данный момент чувствую себя спокойно. Ведь будущее выглядит гораздо менее пугающим, если хотя бы в какой-то мере «разложено по полочкам». Удачной подготовки к школе!»